Донецкий ритейл бытовой техники? Его не существует!

25 июля 2010 10:17

Вчера помогал давнему другу приобрести её первую зеркалку. В её поисках мы за полдня исколесили половину Донецка и в конце концов всё-таки купили «Nikon D3000». Но в процессе поисков я окончательно убедился, что ритейла бытовой техники в Донецке не существует. Помните, незапамятные мои, сеть магазинов бытовой техники «Быттехника»? Вот это был единственный пример того, как нужно строить логистику, продажи и взаимоотношения с клиентами ! Увы, «Быттехнику» «слили» торговой сети «Comfy» и тем самым уничтожили единственный островок вменяемых покупок техники для дончанина.

Итак, по порядку.


Если вам впихнули на улице рекламный буклет торговой сети с призывом купить товары с сумасшедшими скидками, то будьте уверены, что этого товара в магазинах просто нет. «Вчера его забрали», — услышите вы. То есть по всей видимости акционный товар завозится в количестве одной единицы на магазин или вообще на город — а ведь бигборды с ними или листовки ещё месяц мозолят глаза потенциального покупателя...

«МегаМакс». Огромные торговые площади и полное отсутствие живых людей — что продавцов, что покупателей. Ой, нет — вон в противоположном конце зала стоит кучка консультантов, но как только я начинаю к ним приближаться они тут же невероятным образом телепортируются в другие места. Однажды я пытался купить у них фотоштатив: единственный во вселенной консультант «МегаМакса» как раз втюхивал «мыльницу» «Sony» какой-то тётке и я нагло спросил можно ли мне посмотреть штатив, на что получил согласие. Взял его с витрины и стал ковырять, раздвигая треногу и выкручивая головку, и вдруг сзади услышал голос «Поставьте на место и дождитесь консультанта». Оглянулся — на меня смотрел бык в костюме охранника. «Ваш консультант мне позволил сделать это самостоятельно», — сказал я и отвернулся. «Серёга, ты разрешал?», — медленно спросил бык продавца — тот кивнул и недовольный охранник отвалил...

«Фокстрот». Мальчики и девочки в красных футболках заняты там только лишь двумя вещами: приклеиваются к терминалам с интернетом в торговых залах или прячутся позади рядов с техникой, разговаривая по мобильному телефону. Особое умиление вызывают парни, которые одновременно делают и то, и другое, и на мой бесцеремонный вопрос «А есть у вас в наличии Nikon D5000?» произносят в трубку «Подожди секунду...», потом мне — «Нет» и тут же продолжают телефонный разговор, не дождавшись моего возможного второго вопроса.

«Фоксмарт». Клон «Фокстрота» с той лишь разницей, что футболочки у них оранжевого цвета, а продавцы вместо бесконечного трындежа занимаются тупым переставлением товара на полках. P.S.: тёлки в кредитном отделе у них шикарные!

«Технополис». Фобос и Деймос ритейла — выбор товара стремится к нулю, сам магазин располагается в жопе мира — при этих условиях даже не хочется приглашать продавца для консультации. И совершенно лишним будет сказать (это и так очевидно), что зеркальных фотокамер «Nikon» у них в продаже нет.

«Comfy». А тут нас ожидала феерия эмоций! Ну хотя бы потому, что только здесь во всём Донецке нашёлся «Nikon D5000» — ничего, что на 1000 грн. дороже, чем на «Розетке», но ведь есть же! И даже в кредит! Но радость наша длилась недолго, ибо довольно-таки отзывчивые, но туповатые консультанты этого магазина прокололись так, что я теперь всем буду рассказывать об их беспросветном идиотизме и полном отсутствии понимания, что можно говорить покупателю, а что нет. Итак, мы попросили выписать нам в кредит именно «Nikon D5000». «Рассрочки на него нет, а удорожание в кредит сделает его дороже настолько, что вам проще купить вот этот „Canon“», — «порадовал» меня консультант номер один. Мы настояли на выписке именно нужной камеры. Консультант номер два начал колдовать над «1С», параллельно попытавшись втюхать какую-то страховую программу для приобретаемой техники, намекая, что без этой шняги кредит нам вряд ли дадут. Расстроившись из-за отказа мальчик всё-таки выписал счёт. Поскольку лохануться с покупкой не хотелось, то я попросил проверить его по серийнику в базе данных. Дело в том, что в одна из партий данной конкретной модели оказалось бракованной и ровно год назад «Nikon» отозвал «D5000», серийные номера которых находились в чёрном списке. Именно это я и хотел проверить. Каково же было наше удивление, когда вышедший через 10 минут из подсобки консультант номер два с глуповатой улыбкой на лице произнёс «Вы знаете, эта фотокамера немножко неофициальная...» — и тут мои глаза чуть не полезли на лоб! Я попытался выяснить, что это значит и с чего он это взял, но мальчик там ничего толком объяснить и не смог. Тогда мы пошли к ноутбуку с интернетом, продавец полез на какой-то сайт и, введя серийный номер, с довольной рожей показал мне ответ сайта «Данная фотокамера нелегально ввезена на территорию РФ». В этот момент к нам подошёл консультант номер три и громко, без стеснения произнёс — «А эти, что хотели купить нелегальный „Nikon“, взяли его?» — номер второй смутился и прошептал «Да вот как раз сейчас смотрим...» и третий, поняв, что он беспросветный лошара, рассосался сам собой. Поскольку гарантия — европейская для камеры и мировая для объектива — в поставке была, то вопрос легальности поставок оставался на совести ритейлера, и мы решили брать. Присели к кредитному специалисту «Приватбанка». Забудьте о 10% первоначального взноса! Те 680 грн., на которые мы рассчитывали, за 15 минут общения с банком превратились в 2 100 грн., которые предлагалось заплатить, чтобы кредит был оформлен. «Досвидос!» — сказали мы и в отчаянии уселись в кафетерии «Амстора»...

Подкрепившись, в голову пришла мысль ещё об одном супермаркете бытовой техники, о котором мы забыли. «Эльдорадо». Самое скорбное место, в котором я стараюсь не бывать. За несколько эпизодов общения с ними у меня сложилось впечатление, что задача этого магазина — ни при каких условиях не продать потенциальному покупателю товар и сделать всё, чтобы сюда никогда не вернулись, а при соответствующих полномочиях ещё и предали анафеме. Горы товара, толпы консультантов — и никакой возможности получить ответ на свой вопрос или быстро купить то, что хочется. Чуть больше года назад я уже рассказывал о том, как я покупал у них свой мобильный. Бррррр... Поймать консультанта, шныряющего в красной футболке, практически нереально, ибо каждый из них в любой момент времени решает невероятное количество вопросов вселенского масштаба — куда-то бежит, что-то пишет, что-то рассматривает, но если его попросить подойти, то он тут же предлагает найти кого-то другого, ибо он страшно занят. Всего через каких-то 10 минут стояния у витрины нашёлся человек, который подошёл к нам. Сказал, что кредит, но не рассрочка, возможен и отправил нас к кредитному специалисту. Сначала пообщались с «Дельта банком», на который у меня вообще идиосинкразия после нескольких кредитов, выплаченных лично мною. Потом с «УкрСибБанком». Потом подсели к «Привату»... Дать ответ на два вопроса — сколько платить ежемесячно и каково удорожание товара — барышня смогла лишь минут через 20 (а второго стульчика-то у них нет, поэтому я должен стоя стоять и созерцать всё это безобразие, параллельно постоянно снимая с головы висюльки, которые развеваются под вентилятором, охлаждающим весь кредитный пул магазина), бессознательно нажимая на большие кнопки калькулятора, что-то бормоча себе под нос и постоянно советуясь с девушкой из «УкрСибБанка». Вот только когда сотрудник банка — якобы серьёзного финансового учреждения — неуверенно говорит «в месяц вы будете платить где-то ХХХ гривен, а удорожание составит примерно ХХХ гривен», я перестаю им верить и ухожу. Вернулись в «Дельта Банк» (снова Бррррр!!!, но платить-то не мне...) и получили кредит (кстати, перечень вопросов, на который нужно дать ответ для кредитования не включает разве что марку топлива, которым заправляется автомобиль клиента, и группу крови троюродной бабушки по линии отца). Потом снова всего каких-то 10 минут (я снова иронизирую, если кто не понял) — и к нам подошли. Начали проверять. Моё сердце обливалось кровью, когда я наблюдал как консультант пытался снять объектив с камеры, параллельно неуверенно бормоча «Прекрасный выбор за такие деньги, я б и сам такую купил...» (конечно купил бы, если б хоть раз получил премию за нормальную работу). Слава Богу, что у него хватило ума попросить меня сделать это. Что куда надевается и как это всё собрать он тоже понятия не имел. Подскочивший второй мальчик тоже захотел помочь — я попросил его поставить печать в гарантии и сделать запись от магазина, на что он решил поумничать, мол, чека от магазина достаточно. Видимо, я очень устал за целый день, потому что ответил ему таким тоном о необходимости данных отметок, что его как ветром сдуло — и только эхо донесло «конечно, без проблем»...

Покупка была совершена... Резюмируя всё пережитое мною за вчерашний день, во-первых, поздравляю Ольку с её первой зеркальной фотокамерой, во-вторых, с прискорбием констатирую, что ритейла бытовой техники в Донецке не существует! Есть магазины, товар, продавцы, банки с кредитами, даже покупатели есть, но понятие розницы — как комплексной услуги «захотел — пришёл — выбрал — купил» — здесь не существует. Мне интересно — менеджмент торговых сетей и владельцы этого бизнеса вообще знают о том, что творится у них в магазинах? Если знают, то почему ж ничего не предпринимают? А если предпринимают, то почему всё у них так хреново??? Но мне кажется, это риторический вопрос...

Другие материалы

Соцсети

Популярные посты