Я очень хотел попасть сюда. Почему? Позвольте, я не стану называть первопричину своего порыва, но то, что хочу именно в Рим, я решил сразу после возвращения из далёкой Доминиканы. Если честно, то будучи запуганным драконовской визовой политикой итальянских консульств, я даже не надеялся особо на эту поездку, как вдруг спустя две недели после подачи полного комплекта документов мне позвонили из турагентства и сказали, что моя виза готова. Значит, через две недели лететь...
Поскольку летаю я часто, то сам процесс вылета оказался довольно рутинным: традиционная длиннющая очередь в бориспольском терминале «F», контроль на авиационную безопасность, потом паспортный контроль — и формально я уже пересёк границу Украины. Три часа и пять минут в полёте над Украиной, Венгрией, Хорватией и Италией — и мы снижаемся на морем к полосе аэропорта Леонардо Да Винчи в городке Фьюмичино. Сколько летели над побережьем я гадал — что ж это за море такое? Решил тогда, что Средиземное, но уже дома карта сказала мне, что Тирренское.
Дорога в Рим заняла порядка получаса и была комфортной и быстрой:
Начиная где-то вот с этого места поездки я стал осознавать, что мне здесь уже нравится:
В течение всего пути сопровождающая барышня встречающей стороны рассказывала обо всех нюансах пребывания в Италии, но моих одногруппников (ну, их же можно так назвать, да?) интересовало только одно — процедура возврата по чекам tax free. Бесили страшно. За ответами на бестолковые вопросы (ну как можно трижды спрашивать одно и то же?) мы доехали до Аврелиановой стены:
Стена Аврелиана была построена вокруг древнего Рима при императоре Аврелиане в 271–275-х годах вокруг более древней Сервиевой стены. Внутри стены заключены семь холмов Рима, Марсово поле и район Трастевере на левом берегу Тибра. Стены толщиной 3,4 м и периметром 19 км были построены из бетона и облицованы кирпичом.
Ещё немного — и мы почти в центре Рима. Один поворот — и перед глазами появляется Колизей. Вы не представляете себе какие эмоции испытываешь, когда своими глазами смотришь на то, что раньше мог увидеть только в учебниках истории или исторических фильмах!
Сворачиваем направо — и начинается район с типично итальянскими улочками, из которых и состоит тот Рим, которым я наслаждался последующие дни:
Меня привезли к моему отелю «
А ещё в Риме и нескольких других туристических городах Италии есть туристический налог в размере трёх евро за ночь в трёх- и четырёхзвёздочных отелях (в двухзвёздочных бараках и хостелах берут два евро), который собирается в момент выезда и только наличными.
Бросил чемодан, принял душ, переоделся — и бодрым шагом вышел в Рим. Собственно, все русскоязычные экскурсии начинаются в отеле «Best Western Premier Hotel Royal Santina» в районе железнодорожного вокзала Термини. Само здание вокзала — огромное, просто невероятных размеров! На снимке его не видно полностью, но вот цивилизованные и всегда готовые куда-то ехать такси при этом вокзале:
Рядом с железнодорожным вокзалом Термини находится и главная автостанция Рима, и одноимённая станция метро:
Пару слов о римском общественном транспорте. Автобусы, трамваи и метро. Для этих видов транспорта действует единый билет: покупается в табачных или газетных киосках, а также в автоматах на остановках. Билет стоит полтора евро и даёт право проезда в течение ста минут с момента активации в наземном транспорте, а также на одну поездку в метро. Кстати, метро в Риме очень простое: никаких вам Таганско-Краснопресненских или Святошинско-Броварских линий — просто линии А (красная) и В (синяя).
Есть и такси — относительно недорогое по сравнению со стоимостью, например, еды. Все машинки белого цвета, чистенькие, с синей полосой на боку, на которой написан номер лицензии таксиста и стоимость проезда до аэропорта Фьюмичино (обычно это 40 евро); сдачу дают до евроцентика. Внутри установлен таксометр, кондиционер, а в некоторых авто есть даже возможность подключения беспроводного интернета на время поездки. В общем, ничего общего с киевскими такси.
Район Термини такой себе привычно-вокзальный: много бездомных и попрошаек, везде пахнет мочой, летают газеты и пластиковые пакеты, но почему-то все эти картины не создают депрессивного настроения, появляющегося от подобных видов в других городах. То ли от тепла, то ли от моего позитивного настроя, но меня это всё это совсем не угнетало.
Потом было первое собрание, на котором я забронировал все доступные для моих дней экскурсии — аж шесть за три дня, заплатив за них 220 евро. На первый день я взял обзорную пешую прогулку по городу и автобусную экскурсию «Ночной Рим», на второй — поход на Виллу Боргезе и поездку в Тиволи, на третий — музеи Ватикана и экскурсию «Христианский Рим».
Итак, мы взяли билеты на автобус, проехали пять остановок и вышли где-то где-то для пешей прогулки по центру Рима. И первое место — площадь Навона (Piazza Navona); c XV века по 1869 г. — место нахождения городского рынка. На площадь выходят две церкви, включая церковь Святой Агнессы, построенная в
Но история этого места началась гораздо раньше: Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума в
На площади находятся три фонтана: фонтан Мавра, фонтан Нептуна и фонтан четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини,
Мы продолжаем свой путь от площади Навона к месту следующей достопримечательности. По дороге можно прикупить себе доспехов:
Поворачиваем направо — и оказываемся на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda), где находится Пантеон.
Пантеон — «храм всех богов», памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м).
Входим внутрь этой огромной постройки:
Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Кстати, вот саркофаг с останками Рафаэля:
Вот этот любопытный персонаж бегал по площади и на ломаном русском с задором призывал всех перестать курить перед Пантеоном:
Покидаем площадь Пьяцца-делла-Ротонда и окрестности Пантеона и бродим по итальянским улочкам, слушая нашего темпераментного экскурсовода...
Мы на площади Венеция (Piazza Venezia), которая расположена у подножия Капитолия и недалеко от Римского форума. Это место ещё во времена Римской республики было важным транспортным пунктом, здесь пересекались Фламиниева дорога с Сервиевой стеной.
А не узнаёте ли вы из сторических кинохроник балкончик на втором этаже этого здания?
А если поближе?
Ну, если не узнали, то этот тот самый балкончик, с которого выступал перед итальянским народом Бенито Муссолини, лидер итальянских фашистов.
А как вам другой балкончик — зелёного цвета со ставнями на правом углу этого дома? Он называется балкончиком Наполеона, поскольку там жила его престарелая и выжившая из ума мамаша, денно и нощно бросавшаяся едкими словами в прохожих. Когда Бонапарту доложили о непристойном поведении его мамы, тот приказал обнести балкон ставнями и наглухо запереть их, чтобы не позорить фамилию.
Ой, а что это там виднеется слева вдалеке? Дааа, это снова Колизей, но сейчас не об этом.
Самой яркой достопримечательностью площади Венеция является Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II, располагающися на склоне Капитолийского холма. В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота.
Вообще-то монумент жители города жутко ненавидят, ведь он выделяется среди прочих зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные его наименования: «пишущая машинка», «свадебный торт», «вставная челюсть», «унитаз» и другие. Они так и говорят: «Ну давай сёдня в восемь на унитазе».
Если стать спиной к Витториано, то взору откроется улица Дель Корсо (Via del Corso) — одна из магистралей римского старого города, ведущая от пьяцца Венеция на север, к лощади Народа. В античности и Средневековье улица называлась виа Лата («Широкая улица») и из-за наводнений мало использовалась. В
Возвращаемся к Витториано и идём левее от него.
А вот и Римский форум (Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.
Форум, расположенный в долине между холмами: Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, в давние времена был пустынной болотистой местностью с многочисленными источниками и ручьём Велабр. До середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений, в то время как поселения располагались на близлежащих холмах.
Место было осушено во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке каменной Большой клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным.
Форум в республиканский период стал центром политической, религиозной и экономической жизни Рима. После Пунических войн в связи с перепланировкой города форум приобрёл новый облик. Были построены заново храм Кастора и Поллукса, храм Конкордии и проложили новые дороги, чтобы обеспечить связь между форумом и другими районами города.
В эпоху правления Августа форум в результате постепенной разновременной застройки достиг таких огромных размеров, что превратился в центр деловой, религиозной и общественной жизни города. При Августе было возведено множество монументов в честь победы над Антонием и Помпеем (арка Августа, Columna Rostrata), а также в честь обожествлённого приёмного отца Августа — Юлия Цезаря (храм Цезаря, ростра обожествлённого Юлия). «Золотой мильный камень» и «пуп города» стали указывать на центр города и римского мира.
Затем наступил долгий период спада активности форума, и новый его расцвет наступает в эпоху правления Максенция и Константина, давших указание построить базилику Ромула и базилику Константина.
В период заката Римской империи Форум испытал гибельные последствия нашествий варваров, в особенности готов — в 410-м году нашей эры, и ван далов — в 455-м году нашей эры.
С возникновением христианства первые христиане стали возводить на месте Форума свои церкви, в числе которых церковь Святого Вакха и Святого Сергия на Священной дороге, церковь Святого Адриана в здании Курии и церковь Санти Козма э Дамиано на месте храма Мира, в базилике Юлии — церковь Санта-Мария-ин-Каннапара, в храме Сатурна — Сан-Сальваторе-де-Статера, в храме Антонина и Фаустины — Санта-Мария-ин-Миранда.
Около VIII века форум полностью потерял своё значение и постройки стали использоваться в других целях. Так в северо-западной части базилики Юлия были выстроены мастерские с печами для обжига. Из материала античных построек строились конюшни и дома. Со временем Форум был полностью заброшен. Часть обрушившихся зданий была использована жителями для строительства домов, но большинство развалин было уничтожено. В Средние века на этом месте пасли скот, откуда возникло название Кампо Ваччино.
В XII веке в восточной части форума возникли крепостные сооружения семьи Франьипани, частью которых стала также арка Тита. Лишь во времена Ренессансы снова возник интерес в постройкам на форуме, в это время были изданы первые труды по топографии античного Рима. Одновременно однако шло дальнейшее разграбление античных руин, материал использовался в том числе для строительства новых церквей.
В XIX и XX на форуме начались крупномасштабные раскопки: французскими археологами в 1803-м году — арки Септимия Севера, до 1836-го года — храмов Сатурна, Веспасиана, Диоскуров и Конкордии. С 1870-го года раскопки стали вестись систематически в основном в слоях поздней античности — IV и V веков. В 1898-м году Бони стал проводить раскопки на форуме: комиция, базилики Эмилия, древнего кладбища, храма Весты и источника Ютурны. В период фашистского режима интерес ограничивался прежде всего монументами царского периода. Зачастую раскопки проводились лишь поверхностно, с нарушением нескольких слоёв, мелкие предметы выбрасывались, что привело к значительной потере информации о памятниках на форуме.
А от Римского форума уже рукой подать до Колизея:
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или Флавиев амфитеатр — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении восьми лет, в
Первоначально Колизей назывался по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, áColosaeus, итал. Colloseo) утвердилось за ним позже, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.
Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане). Кроме того, на арене Колизея устраивались инсценировки, в ходе которых девушки и женщины насиловались — О! Ужас! — быками, ослами и другими домашними животными и дикими зверями.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132-го года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV
Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных. Говорят, что если туриста застанут здесь за воровством колизеевых камушков, то ему грозит огромный штраф и штамп в паспорте «persona non grata», пожизненно закрывающий въезд в Италию и автоматически в любую страну Шенгена.
Покинув окрестности Колизея, наша группа отправилась на просмотр 3D-мультика о Дневнем Риме времён гладиаторов, а после этого нам была предоставлена возможность сфотографироваться в одеждах того времени. Я выбрал одежды римского сенатора:
Чтобы добраться до гостиницы мне пришлось спуститься в римское метро. Почему-то при правостороннем движении наземного транспорта поезда под землёй движутся в обратную сторону.
Ну а после лёгкого итальянского ужина (а о еде в Италии я расскажу вам завтра) мне предстояла экскурсия по ночному Риму. Собственно, мозг уже кипел от невероятного количества имён, названий и дат, поэтому ничего из этого после девяти вечера я уже не воспринимал, а просто фотографировал, фотографировал, фотографировал...
Заехали в Ватикан, к собору Святого Петра:
А это фонтан Треви (Fontana di Trevi) — самый крупный фонтан Рима, высотой 25,9 м и шириной 19,8 м. Был построен в 1732–1762-м годах архитектором Николой Сальви. Он примыкает к фасаду дворца Поли (итал. Palazzo Poli). Говорят, что именно в него нужно бросать монетки для того, чтобы сбылись желания. Делать это следует особенным образом: стоя спиной к фонтану нужно бросить монетку правой рукой через левое плечо. Причём, если бросить монетку, то сбудет желание; если две, то женишься или выйдешь замуж; если три, то после второй нарожаешь ещё и кучу детей. Я бросил одну...
В половину двенадцатого я рухнул в постель в своём номере, чтобы на следующий день равно проснуться для следующей экскурсии...
Моя Италия (день первый, Рим) | Моя Италия (день второй: Рим, Тиволи) | Моя Италия (день третий: Ватикан, Рим)
Пишешь очень интересно! Жду продолжение!