Сразу после возвращения из Исландии я начал планировать своё следующее путешествие. Не иначе как в каком-то горячечном бреду мне подумалось, что отличной идеей будет поехать в Париж на уик-энд с 14 по 17 февраля, чтобы захватить День Святого Валентина и собственный день рождения. Слава Богу, что нашлись вокруг адекватные люди — отговорили... А потом вдруг вспомнил, что год назад мы планировали на майские сгонять в Голландию — так, без всякой цели. Полез искать соответствующие туры и нашёл отличный вариант: Нидерланды, Бельгия и Люксембург — и это с празднованием Дня Королевы и поездкой в парк тюльпанов. В общем, уже в конце февраля у меня была открыта виза и всю рабочую весну мне душу грела мысль о том, что 29 апреля я отправлюсь в Амстердам...
Нидерланды — государство, состоящее из западноевропейской части и островов Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба в Карибском море (называемых также Карибскими Нидерландами). В Западной Европе территория омывается Северным морем и граничит с Германией и Бельгией. Вместе с островами Аруба, Кюрасао и Синт-Мартен, имеющими особый статус, Нидерланды составляют государство Королевство Нидерландов.
Нидерланды часто называют «Голландией», что официально как бы неверно, поскольку Южная и Северная Голландия — это лишь 2 из 12 провинций Нидерландов. Исторически это были две самые развитые провинции и самые известные за пределами Нидерландов, поэтому на многих языках Голландией часто называли всю страну. В русском языке широкое распространение это название получило после визита Петра I в эту страну. Интересы русского царя касались только самой технически развитой части страны — Голландии, только её он и посетил и в дальнейшем только это название и упоминал в своих рассказах.
Официальной столицей государства является Амстердам, где монарх приносит присягу на верность Конституции. Однако фактической столицей является Гаага, где расположены парламент и правительство, а также большинство посольств иностранных государств.
Рано утром 29 апреля из нового терминала бориспольского аэропорта я вылетел на борту нидерландской авиакомпании «KLM» в Амстердам и уже через 2 часа 40 минут приземлился в аэропорту Схипхол. Амстердамский аэропорт Схипхол (Schiphol) — главный аэропорт Нидерландов, расположенный в 17 км. к юго-западу и в 20 минутах езды от Амстердама. Схипхол — важнейшие воздушные ворота Европы наряду с лондонским аэропортом Хитроу, Франкфуртским международным аэропортом и парижским Международным аэропортом имени Шарля де Голля. По объёмам пассажиропотока этот аэропорт занимает
Что меня поразило — так это расположение взлётно-посадочных полос, стоянок и терминалов относительно друг друга! Вы удивитесь, но они находятся по разные стороны большой автодороги А4, ведущей на юго-запад страны. Представьте: вы приземляетесь, а потом рулите на стоянку по мосту, под которым в двадцати метрах проезжают машины, грузовики и автобусы; мне это напомнило эпизод из фильма «Приключения итальянцев в России», когда вокруг приземлившегося ТУ-154 туда-сюда мотались авто.
После выхода я направился по стрелочкам навигации (кстати, там очень понятная инфографика), по дороге поймал открытый бесплатный вайфай (спасибо нежадным голландцам), зачекинился (ну, это святое...) и встал в очередь к пограничнику за штампиком на своей визе. Когда подошла очередь улыбчивый молодой человек за стеклом поздоровался и что-то спросил меня на английском — и я честно ответил ему, что диалог поддержкать не смогу. Он снял трубку телефона, что-то пробормотал — и через минуту за ним появился полицейский, взявший мой паспорт и попросивший проследовать за ним. Так я попал в полицейский участок... Минут двадцать мы жестами объяснялись о цели моего визита в Королевство Нидерланды, рассматривали обратные авиабилеты, ваучеры отелей и экскурсий (на русском, кстати), пересчитывали деньги в моём портмоне, звонили в турфирму принимающей стороны... В итоге, полицейский извинился, вернул мне паспорт и проводил к выходу без очереди, пожелав приятного времяпровождения в его стране...
Встречающая барышня с табличкой уже ждала на выходе, активно инструктируя прилетевших о правилах поведения в стране. Мы подождали ещё немного — и отправились в отель. Ещё когда мой самолёт выруливал на стоянку, я уже начинал огорчаться погоде, встретившей меня в Голландии, — тупо лил дождь, сдуваемый довольно сильным ветром...
Дорога заняла не более двадцати минут — и мой отель оказался первым по дороге. На этот раз я поселился в гостинице «
Встреча на площади Дам с гидом для пешеходной экскурсии была назначена на 14:00, а значит у меня была уйма времени для того, чтобы добраться до нужного места. И по сложившейся традиции я пошёл пешком, не зная дороги, но примерно понимая направление движения.
Амстердам — город с засильем велосипедистов. Их здесь на порядок больше, чем в Вене. Все велики старые, в чудовищном состоянии, но они являются главным средством передвижения горожан. Велосипедисты в Амстердаме имеют безусловное право преимущественного движения даже перед автомобилями, не говоря уже о пешеходах. И если вы ступите на велосипедную дорожку и вас собьёт человек на велике, то ему за это совершенно ничего не будет, поэтому на дорогах там нужно опасаться именно этот вид транспорта.
Обратите внимание на дорожную разметку и вообще полосы для транспорта: везде обязательно выделяется велосипедная полоса, многочисленные трамваи ездят по центру улицы (рельсы иногда пересекаются, сходясь в одну колею), автобусы гоняют по трамвайным рельсам, на них же не стесняются заезжать и автомобили в случае, если одна-две полосы для частного траспорта заняты или движутся медленно. Мотороллеры часто ездят по велосипедным полосам. В общем, полный бардак, при этом ДТП в Амстердаме довольно редки.
И я продолжаю свою пешеходную прогулку по направлению к центру Амстердама...
И вот впереди — первый канал:
Сотни километров каналов, более полутора тысяч мостов и около 90 островов позволили Амстердаму получить титул «Северная Венеция». В городе имеется четыре основных канала: Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт. Сингел существовал с
Вот где-то с этого места (а шёл я уже минут сорок) я начал интересоваться у местных жителей — верно ли я иду к площади Дам? Они сначала делали круглые глаза, а потом рукой указывали направление, соответствующее тому, что я выбрал для своей прогулки.
Судя по жилым домам, стоящим на каналах, я приближался к центру города...
Контрольный звонок для уверенности нашему гиду Лиане — и я уже в самом центре столицы Нидерландов, на площади Дам:
Площадь Дам (de Dam) — центральная площадь Амстердама, на которой расположены знаменитые здания и проводятся многочисленные мероприятия, что делает её одним из самых известных и важных мест в городе.
Площадь имеет почти прямоугольную форму протяженностью около 200 метров с запада на восток и около 100 метров с севера на юг. Она соединяет улицы Дамрак и Рокин, которые идут вдоль прежнего русла реки Амстел от Центрального железнодорожного вокзала до Монетной площади и Монетной башни. К северо-востоку от неё расположен Квартал красных фонарей (об этом чуть позже). В западной части площади находится неоклассической Королевский дворец (как раз его вы и видите на моих снимках). Рядом с ним — готическая Новая церковь XV века и Музей восковых фигур мадам Тюссо. На противоположной стороне площади доминирует Национальный монумент, белая каменная стелла, возведенная в
Вы же обратили внимание на количество людей на улицах и довольно большое количество людей в оранжевых одеждах? Так вот пришло время рассказать что происходит.
День королевы (Koninginnedag) — национальный праздник, который отмечают в Нидерландах 30 апреля. Собственно, это день рождения экс-королевы Нидерландов Юлианы (бабушки нового короля), а также день национального единства и солидарности. Нидерландцы надевают в этот день одежду оранжевого цвета, который является фамильным для Оранской династии. Праздник известен благодаря «свободным базарам» (vrijmarkt) по всей стране, где любой человек может выйти на улицу и продавать свои товары. В некоторых городах, в частности в Гааге и Амстердаме, отмечают и ночь накануне праздника, так называемую Королевскую ночь (Koninginnenacht).
В день моего приезда
После многочисленных пожаров, уничтожавших Амстердам в средние века, градоначальники запретили постройку деревянных домов, и вот это чёрное здание — один их двух деревянных домов, оставшихся во всей столице.
А это — памятник неизвестнмоу мальчишке, который совершенно безвозмездно помогал горожанам. В какое-то время он даже стал символом анархического движения, но было оно вялым и неактивным, поэтому быстро угасло, ну а мальчишка стоит на одной из площадей города до сих пор.
Незаметно погружаясь в исторические рассказы нашего гида мы приходим к киоску с селёдкой. На самом деле ничего необычного: Голландия славится особым способом заготовки сельди, делая её чуть ли не самой вкусной в мире селёдкой. Я попробовал: булка оказалась несвежей, а вот селёдочка внутри с лучком и солёным огурчиком — знатной и весьма вкусной.
И мы продолжаем наш поход через цветочный рынок:
Снова выходим к одному из каналов:
Следующая остановка — алмазная фабрика «Coster Diamonds», расположенная через дорогу от Национального музей и равно напротив известнейших букв «I am sterdam». К сожалению, я не фотографировал там, увлекшись рассказами о технике алмазной огранки и рассматриванием брильянтов. Например, нашей группе показали копеешные малюсенькие камушки по 500 евро, чуть более крупные по полторы тысячи, а потом достали четырёхкаратный брильянт фирменной огранки этой фабрики с
Ну и после алмазной фабрики нам оставалось дойти до нашего кораблика, который провезёт нас по каналам по центру Амстердама...
Поплыли:
Под конец прогулки я заказал почти все возможные экскурсии на последующие дни (кстати, 460 евро), за исключением «Ночного Амстердама». Да, знаю, Красные фонари и всё такое, но я чудовищно устал за время пешей прогулки, так что нужно было набраться сил.
А на следующий, свободный день мы запланировали поход в зоопарк и прогулку по центру Амстердама, чтобы прочувствовать атмосферу самого главного нидерландского праздника — Дня Королевы. Продолжение следует...