Пятый день моего европейского путешествия ознаменовался переездом из Нидерландов в Бельгию и посещением двух бельгийских городов: Антверпена, который мне совершенно не запомнился в деталях, и Брюсселя, приятно порадовавший архитектурой, воздушностью, но совершенно разочаровавший своим Писающим мальчиком. В этот раз фотографий и текста будет довольно мало, так что поехали!
Дорога из Амстердама заняла три комфортных часа, в течение которых мы ехали без гида, но исключительно с водителем, который говорил только по-французски. Я слушал музыку, читал книгу, любовался голландскими ландшафтами, как вдруг бабаааах — Бельгия! Мне кажется, что отсутствие границ — это одна из прелестей Евросоюза. О том, что ты уже в другой стране, узнаёшь лишь по десятку сообщений от мобильного оператора, который непременно расскажет обо всех тарифах и сообщит телефонный номер посольства или консульства.
Первая остановка этого дня — бельгийский портовый город Антверпен.
Второй (после Брюсселя) город страны, самый большой город Фландрии. Антверпен расположен на обоих берегах реки Шельды:
Я вот вам честно скажу: то ли настроение у меня было не то, то ли город среди прочих был средненьким, но вот просто на слух, по памяти, спустя две недели я помню только прогулку по этой вот набережной — и больше ничего. Однако, это вовсе не значит, что в Антверпене нечего посмотреть!
Например, вот это прекрасное готическое (да, со своими путешествиями я научусь отличать барокко от готики) здание Собора Антверпенской Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekathedraal):
Вы посмотрите на него издалека, а я позже расскажу о нём, когда мы подойдём поближе.
Или вот — чудный замок Стеен (Burg Steen) — крепость в центре Антверпена, являющийся частью городской стены.
Сие сооружение было построено в ХIII веке. Сначала замок являлся фортификационным сооружением на реке Шельде («высоко сижу, далеко гляжу»), а в период между
В настоящее время в замке расположен Национальный музей мореплавания (Nationaal Scheepvaartmuseum). В
Длинный Ваппер — великан, живущий, согласно легенде, в Антверпене, и пугающий горожан. Длинный Ваппер появляется ночью и преследует пьяниц, при этом он становится всё больше и больше, а когда пьяница добирается до дома Ваппер любит заглядывать к нему в окна. Иногда Ваппер притворяется младенцем и пьет материнское молоко — и снова стремительно растёт. В Антверпене рассказывают, что однажды Длинный Ваппер притворился женщиной, за которой ухаживали четверо. От её имени Длинный Ваппер наказал им всем доказать свою любовь: первый должен был два часа просидеть на кладбищенском кресте, второй — два часа пролежать в гробу под тем крестом, третий — постучать по гробу, а четвёртый должен был с цепью в руках обежать крест. Первый, увидев как второй ложился в гроб, от ужаса упал с креста и разбился на смерть. Второй умер со страху, услышав как третий стучится в его гроб. Третий умер, решив, что дьявол с цепями пришёл за его душой. Четвёртый же сошел с ума, бросился в Шельду и утонул. Алкоголизм — страшная болезнь!
А на главной площади Антверпена находится Городская ратуша — центральное произведение нидерландского Возрождения и одно из первых ренессансных зданий на севере Европы. Построено в
Перед ратушей стоит фонтан Брабо, являющийся дипломной работой студента-архитектора...
Ну а это противопорожная сторона центральной площади:
Собор Антверпенской Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekathedraal) — римско-католическая приходская церковь в Антверпене. Собор Антверпенской Богоматери был заложен в
В настоящее время Собор Антверпенской Богоматери — главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви. Собор издавна является символом города, памятником средневековой и готической культуры. Является самым высоким собором в Бельгии, а также имеет самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра). Его силуэт виден издалека с любой точки города (а я предупреждал) и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа. Церковь Пресвятой Богородицы (тоже, что и собор Антверпенской Богоматери) носит статус кафедрального собора с
Внутри собора находятся два бесценных творения (так утверждает «Википедия») фламандской живописи XVII века, также входящих во Всемирное наследие: «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста» кисти Рубенса.
Честно говоря, стоя перед этими гигантскими полотнами я не испытывал никакого трепета. Почему-то сразу вспомнился спектакль Евгения Гришковца «Одновременно» с кусочком про Мона Лизу — «Ну! Чувствуй, падла!!!»...
Нам дают лишь полчаса свободного времени (успеваю лишь поесть в Макдональдсе) — и уже направляясь к автобусу я успеваю сделать ещё один снимок этого прекрасного здания:
С традиционной задержкой мы отправляемся в столицу Бельгии — Брюссель. Дорога занимает чуть больше часа и первое, что мы видим, въехав в город, — Атомиум.
Атомиум — одна из главных достопримечательностей и символ Брюсселя. Атомиум был спроектирован к открытию всемирной выставки
Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале
Прям рядом с Атомиумом находится «Мини-Европа» — парк, в котором представлены репродукции самых красивых монументов в Европейском союзе в масштабе 1/25. Экспонируются около 80 городов и 350 зданий. К сожалению, мне не удалось попасть туда из-за плотности моих экскурсий и совершенно прискорбно то, что летом этого года парк будет закрыт навсегда.
Оказалось, что вся переехавшая им Амстердама в Брюссель туристическая группа селится в одном отеле — и мы очень удачно размещаемся в прекрасных номерах четырёхзвёздочной «
Брюссель — столица Бельгии и Брюссельского столичного региона. В Брюсселе разместились учреждения Французского и Фламандского сообществ и Фландрии, штаб-квартира Евросоюза, офис НАТО, секретариат стран Бенилюкса и Западноевропейского союза.
Не следует путать город (коммуну) Брюссель с Брюссельским столичным регионом. Вместе с другими 18 коммунами город Брюссель образует Брюссельский столичный регион, фактически являющийся единым городом с населением почти в два миллиона человек, хотя население коммуны Брюссель составляет примерно 150 тыс. человек. Обычно название «Брюссель» распространяют на весь округ.
Вообще первое впечатление от Брюсселя — город стекла и бетона (мы въехали в него через деловую часть, сити), давящий со всех сторон. Кто из группы даже отметил, что очень похоже на Нью-Йорк. Ощущения довольно мрачные, но это оказалось ненадолго...
Мы начинаем нашу пешеходную прогулку и сразу же натыкаемся на самое монументальное здание в Брюсселе — Дворец Юстиции (ну или Дворец Правосудия). Грандиозное здание было построено между 1866-м и 1883-м годами по проекту архитектора Жозефа Пуларта в стиле эклектизм. По периметру размеры здания Дворца составляют 160 метров в длину и 150 метров в ширину. Его высота, включая купол, достигает 142 метров. Внутренняя высота купольного зала равна 97,5 метров. Во Дворце Юстиции имеются 27 залов судебных заседаний, 245 меньших помещений, 8 дворов.
Продолжаем прогулку по Верхнему городу, с высоты любуясь красотами Брюсселя:
А это Королевский дворец:
Мы пересекаем площадь слева от Королевского дворца и оказываемся на Горе Искусств, с которой открывается великолепнейший вид на Нижний город (исторический центр Брюсселя с ратушей, жилыми домами и домами ремесленников):
Мы спускаемся вниз, пересекая празднично украшенный парк (3 мая, между прочим, день Брюсселя), чтобы пройти к самому сердцу города — Гран-плас / Гроте-маркт...
Ну вы же в курсе, что Брюссель — это родина шоколадных конфет с начинкой? Именно в этой аптеке в 19-м веке гражданин, которому она досталась от отца, как-то открыл бухгалтерские книги и вдруг понял, что продажа шоколада (а тогда он здесь был швейцарским) приносит гораздо больше прибыли, чем продажа пилюлек и микстур. Да, не удивляйтесь — тогда шоколад продавали именно в аптеке, как бодрящее средство для тех, кто идёт на поправку. В общем, аптека потихоньку превратилась в шоколадную мастерскую. И ничем бы она не отличалась от других подобных, если бы однажды её хозяин не уронил миндальный орешек в шоколадную массу, а потом не решил бы попробовать это на вкус. И тут началось: он экспериментировал с различными вариантами сочетания начинок и шоколада, родив в итоге то, что теперь называется пралине, ну или попросту шоколадные конфеты с начинкой! Собственной с тех времён и работает тут сеть шоколадных мастерских «Neuhaus», пару кило изделий которой в итоге я привёз домой на подарки и для собственного удовольствия:
И вот спустя несколько минут мы оказываемся на Гран-Плас (фр. Grand place, нидерл. Grote markt) — историческая площадь в центре Брюсселя, один из важнейших туристических объектов города. Здесь расположены две важнейшие достопримечательности — ратуша и Хлебный дом, или Дом короля.
Гран плас — площадь длиной 110 м и шириной 68 м. Её окружают дома, построенные в XVII веке. Каждый имеет своё название и каждый принадлежал когда-то определённой гильдии. Так, например, дом «Волчица» занимала гильдия стрелков из лука, дом «Тележка» был построен в 1697 году гильдией производителей масел и жиров. Некоторые дома, такие как «Дуб», «Лисёнок», отличаются довольно простой архитектурой.
На площади также находится здание мэрии (ратуша), представляющее собой шедевр готической архитектуры. Сооружение Брюссельской ратуши велось в этапа. Левое крыло, более длинное, было построено в 1402-м году Якобом Ван Тиненом. Правое — достроено в 1445-м году неизвестным архитектором. В 1450-м году здание было увенчано
Напротив Ратуши возвышается «Дом Короля», где, несмотря на название, никогда не жил ни один король. Построенный в XIII веке, дом служил поочерёдно складом для пекарей, трибуналом и тюрьмой. В 1873 году архитектор Виктор Ямар переконструировал здание в стиле готики. В наши дни в «Доме Короля» находится Коммунальный Музей.
Мы уходим с главной площади Брюсселя, чтобы увидеть последнюю на сегодня достопримечательность, о которой знает каждый путешественник добравшийся до этой страны, — Писающего мальчика. Проходим ровно один квартал, останавливаемся на перекрёстке и недоумённо смотрим на гида, которая задаёт вопрос — «Ну и как он вам?». «Кто?» — спрашиваю я. «Ну как же — Писающий мальчик!». Робко уточняю — а, собственно, где он? Гид откровенно смеётся, видимо, предугадывая нашу реакцию на вид этого фонтана. «Да вон же — в уголке!»:
Слушайте, ну я-то думал — там фонтааааан, уж если мальчик — так мальчик, уже если писает — то заметно. А тут оказывается в уголочке, на пересечении Банной (Rue de l’Étuve / Stoofstraat) и Дубовой (Rue du Chêne / Eikstraat) улиц стоит вот это вот бронзовое миниатюрное недоразумение. Кстати, никто и не знает, когда именно появилась статуя — то ли в 14, то ли в
Время от времени статую наряжают в костюмы. Говорят, что первый костюм «Писающему мальчику» прислал курфюрст Баварский Максимилиан-Эммануил в
А струю писающего мальчика по большим праздникам заменяют на вино или пиво...
Продолжение следует...